Модернизация ЖКХ до суда доведет…
Еще одна государственная программа терпит провал в Карагандинской области. Программа модернизации ЖКХ, направленная на восстановление «износившегося» жилого фонда, все чаще приводит к… судебному барьеру. Жильцы домов, попавших под вышеупомянутую программу, категорически отказываются возвращать государству беспроцентные кредиты за услуги, оказанные в рамках программы модернизации ЖКХ.
Лифты и суды В Караганде жители двух микрорайонов в Майкудуке – Восток-2 и Восток-5 первыми подали пример, как правильно выражать несогласие с исполнением программы модернизации ЖКХ. Они подали иск в суд и выиграли его. А причиной недовольства «востоковцев» стали… лифты, установленные в домах против воли жильцов.
Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, представители местного акимата на собраниях так усердно убеждали жителей согласиться на ремонт по программе модернизации ЖКХ, что «забыли» разъяснить все ее нюансы. А именно, то, что государство только предоставляет беспроцентный кредит, а пункты расходов по ремонту и необходимую сумму определяют сами собственники кондоминиума.
Когда жильцам стали «навязывать» установку лифтов, те покорно согласились. Но передумали, когда узнали, в какие суммы выльется это удовольствие – по 2,5 миллиона за каждый подъемник. Тем не менее, лифты в домах появились. И жителей не «напрягали» до тех пор, пока им не пришли счета за их установку. Вот тут-то люди и взбунтовались. Обратившись с иском в суд, они сумели не только отстоять свою правоту, но и заставить ответчиков – районный акимат, КСК и подрядчика — демонтировать «непрошенные» лифты.
Недовольных ремонтом по программе модернизации ЖКХ в областном центре не так уж мало. Просто на судебные тяжбы решаются пока лишь единицы.
Миллионы за «тяп-ляп»
Не лучше обстоят дела в глубинке. В городе-спутнике Караганды – Сарани, например, жильцы нескольких домов, отремонтированных по госпрограмме, забрасывают жалобами прокуратуру и акимат. Причина во всех случаях одна – некачественно проведенный ремонт по программе модернизации ЖКХ. Так, например, в доме, расположенном по улице Ленина, 7 (через дорогу от местного акимата) отваливается штукатурка, облазит краска на отремонтированном фасаде, сломан изначально неправильно проведенный водосток на крыше и масса других проблем, сводящих на нет вложения в 13 миллионов тенге. Жильцы дома особо не удивляются. По их словам, власти так торопились «загнать» их под госпрограмму, что ремонт подрядчик делал по первым морозам.
— Мы сразу стали возмущаться, — рассказали жильцы. – Кто делает ремонт, когда за окном минусовая температура? Но на нас никто не обратил внимания. Сделали тяп-ляп, а мы теперь должны за эту халтуру платить 13 миллионов!
Еще больше заплатить за не меньшую халтуру обязывают жильцов домов №16 и 17 в микрорайоне 1а. Здесь по госпрограмме должны были отремонтировать подвалы, крыши и заделать швы между панелями. На ремонт было выделено соответственно 22 и 29 миллионов тенге. Однако в результате «модернизации» жители пятых этажей одного из домов все лето сидят без света, а жители другого не могут зайти в затопленные подвалы.
Единственное преимущество «осчатливленных» жителей микрорайона 1а перед их собратьями по несчастью заключается в том, что дома эти еще не успели сдать в эксплуатацию.
— Надеемся, что до суда дело не дойдет, и нам устранят все те безобразия, которые наделал наш подрядчик, — выразила надежду местная активистка Светлана Ромашкина.
«До ремонта было лучше»
А жители дома №67а по ул. Джамбула (который, кстати, находится в двух шагах от здания саранского акимата) дошли до отчаяния настолько, что обратились в суд. Ныне они оспаривают законность договора, заключенного между КСК «Родник», СПК «Сарыарка» (бенефициар) и ТОО «Оливия» (подрядчик).
Более сорока человек из этого дома, отремонтированного в прошлом году по программе модернизации ЖКХ, наотрез отказались платить за ремонт. Дело в том, что после ремонта дом, находящийся в двух шагах от акимата, стал лишь внешне выглядеть благополучно. Из 40 миллионов тенге, выделенных на его капитальный ремонт, немалая сумма ушла на облицовку фасада (выходящего на акимат) керамогранитной плиткой. В целом же жильцы уверяют, что получили еще больше проблем, чем было до ремонта.
— На лестничных маршах зияют дыры, двери ни на что не похожи, кругом торчат кабели, оголенная проводка, — перечислил новые беды член инициативной группы жильцов дома 67а Александр ШИРЯНКИН. — Зато между этажами поставили пластиковые окна. Людей вынуждают платить за плохо установленные унитазы и стеклопакеты в их квартирах, которые им буквально навязали. А самые основные проблемы, из-за которых мы согласились на ремонт, — подвал и крыша, — стали еще более острыми. После того, как чердак «утеплили» шлаком, там зимой появились «сталактиты» огромной величины. А в подвал невозможно зайти – там фекалий по колено. И за все это мы теперь должны 10 лет платить огромные деньги!
Главное – деньги освоить?
По мнению юриста, который представлял в суде интересы жителей Востока-2 и Востока-5, а ныне защищает жителей Сарани Асылбека Айдарбекова, изначально программа модернизации ЖКХ — бесспорное благо. Однако исполнение ее на местах напрочь загубило все хорошее, что было в ней заложено.
— Местный исполнительный орган по программе модернизации ЖКХ должен сделать только одну вещь – составить акт технического обследования дома совместно с КСК, — пояснил юрист. — И определить, что в этом доме необходимо ремонтировать. Жильцы могут и должны обсуждать сметную документацию, выбирать подрядную организацию. А на деле жильцов никто не спрашивает. Обычно все происходи так: приходят работники акимата, обещают золотые горы. И тогда, как черт из табакерки, вдруг появляется сумма, выделяемая на ремонт. Понимаете, еще нет проектной документации, а сумма уже появляется!
— Другими словами, органы исполнительной власти не имеют права решать за жильцов, что и за сколько ремонтировать?
— Совершенно верно. Функции акимата заканчиваются составлением акта технического осмотра дома. А дальше идет бенефициар, через которого проходят деньги, подрядные организации. Причем, договор должен заключаться с каждым жильцом отдельно. По исполнению программы масса недочетов, которые надо исправлять. Например, меня интересует, почему, видя, что у КСК есть проблемы даже со сбором текущих платежей, ему навязывают еще и платежи по программе модернизации? Неужели нельзя было сразу подумать о том, что, если люди не платят текущие взносы, взимать с них еще и кредит по ремонту дома — нереально?
— Может быть, эта программа стала своеобразной «кормушкой» для коррумпированных чиновников?
— Прямо таких сведений у меня нет. Но меня интересует, почему людям навязывают то, что им не нужно? Ведь в домах, которые попали под эту программу, куча других проблем. Почему были выбраны определенные виды работ? Почему майкудукцам ставили лифты, когда им нужен был ремонт крыши? Зачем в Сарани всем подряд ставили пластиковые окна на балконы и не отремонтировали подвал, затопленный фекалиями? Вся загвоздка в том и заключается, что чиновники заинтересованы не решении реальных проблем, а в том, чтобы отчитаться, сколько освоено денег. По-хорошему нужно провести опрос среди всех, кто прошел по этой программе, чтобы понять: каков процент недовольных. Надо узнать, чем они недовольны. И исправлять, а не гнаться за показателями и цифрами.